?

Log in

No account? Create an account

СССР 2.0

Коммунизм это раскрепощение и пробуждение в каждом человеке высших его творческих способностей.

Previous Entry Share Next Entry
Истоки русского героизма. Князь Александр и новая политика.
master7009
Оригинал взят у badgun159 в Истоки русского героизма. Князь Александр и новая политика.
Князь Александр принял Новгородский престол в 10 лет, когда его отец Ярослав уехал княжить в Переяславль, а затем возглавил Киев. В возрасте 15 лет перед Александром встала задача защиты Новгородских земель от нависших с Запада и Востока угроз. Мы уже говорили подробно о нашествии Батыя и почти одновременной экспансии католических рыцарей, воспользовавшихся слабостью Руси после монгольских разорений. И умело лавировать между этими двумя угрозами Александру и предстояло.



Экспансия Запада
В 1240 году  в новгородских пределах высадился флот шведского короля Эрика Эриксона. Шведы намеревались захватить все северные территории Новгорода и, отрезав богатый Новгород от выхода к морю, и как следует нажиться на обложении данью торговых маршрутов "Из варяг в греки". Прикрывались при этом шведы "благородным" намерением навязать Руси католичество.

Узнав о высадке шведского десанта молодой князь обратился к новгородцам со словами:
«Господа новгородцы, свеши (шведы) нарушили заповедь господню: не вступай в чужие пределы. Они пришли в силе тяжкой, а у нас нет времени ждать подмоги. Соберите лучших воев своих и пойдем на врага. Не в силе Бог, а в правде!».
Новгородцы собрали войско, однако было оно намного меньшим, чем шведское. Александру было необходимо что-то придумать. И он направил 1300 человек к берегам Невы, где высадились шведы и внезапным ударом обрушился на вражеский лагерь. Рыцари пытались построиться в боевые порядки, но натиск русских был настолько силён, что закалённые в боях против язычников ветераны побежали сломя голову. За успех на берегу Невы Александра и прозвали Невским.
Однако, новгородские бояре не то что не поблагодарили Александра, а выкатили ему претензии. Из-за такой несправедливости князь уезжает в свою вотчину в Переяславль-Залесский. Этим тут же воспользовались немецкие рыцари Тевтонского Ордена. Они планомерно развернули наступление на Новгород и когда уже расположились в 30 верстах от городских стен, бояре одумались и послали а Александром самого новгородского архиепископа Спиридона. Александр вернулся и тутже принялся готовиться к следующей битве с рыцарями.

В тот же год были взяты Копорье и Псков. Руководство Ордена увидело возвращение сильного противника и принялось готовить новый захватнический поход. Вскоре состоялась и главная битва.
Мощнейший удар рыцарской конницы разбил первые ряды русского войска, вынудив Александра отступить на лёд Чудского озера и приготовиться к обороне.

12-тысячное орденское войско выстроилось стандартной «свиньей» и медленной рысью двинулось на русских, не ведая, что им готовил русский полководец. Когда немецкий клин, наконец, прорвал отчаянно сражавшуюся русскую пехоту, и победа, казалось, была уже достигнута, последние ряды пехоты расступились и на крестоносцев оказались нацелены копья тяжелой русской конницы. Ее таранного удара немецкие рыцари не выдержали... Леганда повествует, что бросившиеся бежать уцелевшие всадники раскрошили лёд под копытами коней и очень быстро ушли под воду.



Тевтонский Орден бы настолько шокирован поражением своих передовых отрядов, то обратился к Александру с предложением мира. Грандмастером Ордена было обещано отступиться от всех завоёванных ими русских земель, осуществить обмен пленными по формуле "всех на всех" и обещанием более никогда не ступать с войной на русскую землю. Князь это предложение принял.



Так была остановлена угроза с Запада. Но оставалась ещё более грозная сила - бечисленные армии татаро-монгольской Орды. Как себя вёл Александр в диалоге с кочевниками? Об этом можно рассказать несколько историй.

В 1243 году, хан Батый, оставивший надежды пробиться в Европу и продолжающий силой сдерживать недовольства русских городов, меняет свою политику. Он начинает договариваться с русскими князьями. Отец Александра, князь Ярослав Владимирский, будучи вызванным Батыем поехал с столицу Золотой Орды, город Сарай. Но Александр, тоже будучи вызванным, остался в Новгороде. А зачем ему ехать, если Новгород так и не поддался монголам? Это была демонстрация самостоятельности и независимости молодого князя. Более того, Александр чуть ли не единственный из князей, кто требовал у ордынцев вернуть пленных новгородцев за выкуп. Люди для него были важнее золота.

Чеез три года, в 1245 году, ордынцы снова вызвали отца Александра в Орду, но уже не в Сарай, а в Монголию к великому хану Гуюку в г. Каракорум, где его и отравили. А затем потребовали от Александра явиться для выдачи "ярлыка на княжение" в Киеве, как наследнику своего Отца. Александр снова отказался. Он дождался похорон отца и явился в Киев не с малой свитой, как положено монгольским данникам, а во главе всей своей дружины, чем снова продемонстрировал непокорство, воодушевив русски князей. Монголов же он этим разозлил. И во-избежание провоцирования кочевников на новое нашествие, в Орду он, всё-таки, едет. При том как в Сарай к Батыю, так и в Каракорум к великому хану Гуюку.

Во время пути Александр очень хорошо узнал кочевников. Он стал понимать, чего они хотят и как живут. Он увидел всю мощь армии Орды. Армии непобедимой, дисциплинированной, не требующей организации тыла, фуража. Армии, впитавшей все технические средства покорённых народов. Армии предлельно жестокой. Александр понимал, что Русь противостоять этой великой силе не может. Понимал, что малые дружины князей в несколько тысяч человек просто будут раздавлены, а города их сожжены дотла. Потому что сила русских была в единстве, а единства как раз и не хватало.

После поездки Александр принялся выстраивать сложные дипломатические контакты с Ордой. Он начал требовать от монголов мелких уступок и послаблений, чтобы монголы постепенно привыкали к тому, что русские требуют к себе особых отношений и до конца не покоряются. Чтобы привыкали к тому, что существует граница требований, после которой на русских давить нельзя.
Такая дипломатическая система была построена и дала свои плоды. Русь хоть и будучи вассальной, но сохранила свою государственность.
Так, например, через какие-то десять лет уже не монгольские баскаки собирали дань, а сами русские князья. И дань эта была сокращена. И гарнизоны монголов постепенно покинули русские города, а сама Русь начала возрождаться. Монголы более не вмешивались во внутренние дела русских княжеств. Одной дани стало достаточно. Нужно было их лишь не провоцировать, но делать то, что сами считаем нужным. В этом плане они были намного спокойнее западных католиков, жаждущих "обратить русских варваров в католичество". А значит сила русских должна быть направлена не на непобедимую пока ещё военную машину монголов, с которой можно хоть как-то ужиться, а против западных захватчиков, не идущих на переговоры.

Нет, переговоры были. Так, например, Даниил Галлицкий договорился с папой римским о принятии католичества в обмен на военую помощь рыцарских орденов. А потом, поверив обещаниям, пошёл войной на ордынцев. Ордынцы же Даниила разбили, а когда тот обратился за помощью под натиском темника Буруная, папа заявил что-то вроде: "Извини, Даниил, твои враги - тебе с ними и драться". В итоге Бурундай разорил земли Даниила и заставил разрушить все укрепления всех городов, чтобы не повадно было, пока обещавшие помощь рыцари отсиживались в своих крепостях. А остатки войска Даниила были направлены уже в составе Орды против Литвы. Рыцари, кстати, тогда бежали. А потерпев поражение в дальнейшем пытались натравить Орду на Русь, чтобы следом воспользоваться ослаблением для навязывания своей веры. И снова не удалось. Слишком ярок был пример князя Даниила, поверившего католикам.

Умер Александр в 1263 году по пути домой из Орды. Сейчас его останки по приказу Петра I покоятся в Санкт-Петербурге.



Период правления князя Александра после долгих и изматывающих лет кровавой междоусобицы стал временем установления совершенно новой политической системы. Александр Невский был практически первым князем, проводившим общерусскую политику на территории северо-западных и северо-восточных княжеств. Эта политика носила стратегический объединительный характер, ее следствием было то, что от Руси не откололись под натиском Запада Псковские и Новгородские земли, как это произошло с Галицко-Волынской Русью. В дальнейшем именно эти земли северо-восточной Руси стали важнейшей частью будущего великорусского национального государства.

В памяти русского народа он навеки остался как великий полководец и подлинный патриот страны.

Читайте также статью на эту историческую тему - Русский героизм. Князь Александр



promo master7009 june 22, 2015 19:00 68
Buy for 10 tokens
Могу предположить, что фильм «Территория» вызвал немалое количество откликов. Тем не менее, в свою очередь, хочу поделиться своими впечатлениями ... Первое, что испытываешь во время просмотра, это ощущение энергии бьющейся и клокочущей необузданной силы природы русской земли,…