master7009 (master7009) wrote,
master7009
master7009

Комедийность, как главная трагедия

Оригинал взят у antiseptic в Комедийность, как главная трагедия
Гамлет

Раньше театр драмы  был призван вызывать глубокие переживания зрителя, основанные на искренних и глубоких духовных трансформациях героев постановок. В борьбе различных начал на театральной сцене в душе человека рождался новый человек, преображенный, ставший лучше, поднявшийся над собой, и зритель, присутствующий при таком перерождении неминуемо вслед за героями пьес тоже становился чуточку лучше, выше. Происходило некое чудо самотрансценденции обычного человека.

Можно было бы говорить о Станиславском, Товстоногове и других великих, но даже театр на Таганке, находящийся по временной шкале гораздо ближе к нам, все же продолжал нести великую искру трагедии.

2007-11-010
"...В непрочный сплав меня спаяли дни -
Едва застыв, он начал расползаться.
Я пролил кровь, как все,- и, как они,
Я не сумел от мести отказаться.

А мой подъем пред смертью - есть провал.
Офелия! Я тленья не приемлю.
Но я себя убийством уравнял
С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.

Я Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на датскую корону,-
Но в их глазах - за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.

Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденьи смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса."


Владимир Высоцкий - Мой Гамлет (фрагмент)

Мне вообще кажется, что именно через трагедии, драмы передается эта "прометеевская" искра, позволяющая человеку приподняться над собой прежним.

Сегодня мне попалась на глаза афиша юбилейного, 70-го сезона Хабаровского театра драмы. Чтобы не быть голословным, привожу ее здесь и прошу обратить внимание на репертуар.
драма

Как мне кажется, явный уход театра ДРАМЫ в КОМЕДИЮ - это очень интересный феномен.
Что тут первично? То, что театр, гонясь за "ндравом" опростившейся публики (а как не опроститься, если буквально все, что окружает современного человека, направлено на его духовное опрощение, отчуждение от собственно человеческого начала?) начинает выступать в роли подобострастного "Чего изволите?"?
Или первично именно то, что делает сам театр, предлагая вместо полноценной духовной пищи быстро усваиваемый и смешной комедийный фастфуд, и, тем самым, перекрывая духовный "кислород" нуждающейся в высоких и трагических смыслах публике?

Как мне кажется, второй вариант ближе к истине. Даже после Революции, когда схлынули толпы разряженные во фраки и вечерние туалеты, а театры заполнились народом попроще, в бескозырках, шинелях и тому подобном, театры не потеряли лица, и не стали кормить эти толпы примитивной ржачной жвачкой.
Напротив, начались поиски методов и приемов, должных в максимально короткие сроки поднять вульгарную и упрощенную человеческую массу, подарив ей подлинно высшее, элитное искусство трагедии.
Должны быть комедийные постановки в театрах.
Наверное, и в репертуаре театра драмы они должны присутствовать. В конце концов, "Ревизор" хоть и является комедией, но трагического в ней едва ли не больше.
Но не должен театр превращаться в казино с блекджеком и девицами легкого поведения. Функция театра - не развлекать, а менять человека, поднимая его и отрывая от животного начала, а не втаптывать зрителя в свинские "отруби" постоянного смеха.

Поэтому я лично феномен превращения Хабаровского театра драмы в еще один театр комедии очень трагичным. Собственно, эта афиша - и есть главная трагедия и драма Хабаровского театра драмы.


Tags: культура, общество
Subscribe

promo master7009 июнь 22, 2015 19:00 69
Buy for 10 tokens
Могу предположить, что фильм «Территория» вызвал немалое количество откликов. Тем не менее, в свою очередь, хочу поделиться своими впечатлениями ... Первое, что испытываешь во время просмотра, это ощущение энергии бьющейся и клокочущей необузданной силы природы русской земли,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments