master7009 (master7009) wrote,
master7009
master7009

Categories:

Критический взгляд на церковь в русской живописи второй половины 19 века

Оригинал взят у krest9nka в Критический взгляд на церковь в русской живописи второй половины 19 века

Перов Василий Григорьевич. Автопортрет. 1879 год

В этой статье речь пойдет не о советских антицерковных плакатах, а о картинах, которые появились задолго до революции. Те, кто был в Третьяковской галерее наверняка видел некоторые из них - это "Сельский крестный ход на Пасхе" 1861 года и "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" 1862 года, написанные художником Перовым Василием Григорьевичем. Эти картины вызывают жаркие споры до сих пор, а на автора сыпятся разнообразные обвинения и критика.

Стоит сказать, что Перов, учась в Московском Училище живописи и ваяния, опирался на традиции знаменитых русских художников Тропинина, Венецианова и Федотова. Его как и многих передовых творцов того времени волновала тема жизни угнетенного народа.

"Сельский крестный ход на Пасхе" Перов планировал писать для конкурса на Большую золотую медаль во время обучения в Академии художеств, кстати, изначально автор назвал эту картину "Светлый праздник в деревне". Совет Академии отверг эскиз, предоставленный художником, сославшись на «непристойность изображения особ духовного сословия». Однако Перов не отошел от задуманной тематики и  предоставленный следом эскиз другого сюжета "Проповедь на селе" был принят Советом. Картина была закончена в 1861 году, художник получил  Большую золотую медаль и право на поездку в Европу. В этой работе Перов отразил восприятие проповеди различными слоями общества. Также в картине явно просматривается мысль автора о том, что крестьянская реформа не уничтожила деления на рабов и господ. В центре композиции мы видим задремавшего помещика, на которого указывает священник. Вот что писал о нем известный критик Стасов: "Замечательнейший тип помещика у Перова выставлен в его "Сельской проповеди"; это старикашка, ничтожный и темный, кроткий и смирный на вид, вероятно алчный и безжалостный "на деле", и только". Молодая пара, сидящая рядом с помещиком, занята разговором. Левее на картине изображены одетые в лохмотья крестьяне, один из которых равнодушно почесывает голову. Рядом маленькая девочка одна из немногих, кто смотрит на священника со всем вниманием.


Перов В.Г. Проповедь в селе. 1861 год


Через некоторое время, в том же 1861 году Перов все-таки завершил работу над задуманной ранее картиной "Сельский крестный ход на Пасхе". Она положила начало новому направлению в живописи - критическому реализму.  Картина была представлена перед публикой на ежегодной выставке Общества поощрения художников и вызвала настоящий скандал. Ее обличительная направленность была столь явной, что картину немедленно сняли с выставки.


Перов В.Г. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 год


В 1862 году Перов пишет картину "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы". Ее композицию делит на две части стол с самоваром. По одну сторону мы видим тучного монаха, отдыхающего на полдороге к Троицкому монастырю. Ему противопоставляются нищие отставной солдат-калека и мальчик, просящие милостыню, с другой стороны. Молодая прислуга толкает прочь от столика "незванных гостей". В своей статье, посвященной Перову и Мусоргскому, описывая "Чаепитие в Мытищах", критик Стасов отмечает: "Все - тому, за то, что он век празден, ничего - этому, за то, что он век работал, как вол, и вот теперь в рубище и на деревяшке ходит".


Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 год


Ощущение драмы усиливается, если присмотреться к солдату. На его груди мы видим орден героя Крымской войны.

Фрагмент картины "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы"


Эта же тема продолжается и в работе Перова "Монастырская трапеза". В просторной и прекрасно расписанной монастырской палате накрыты столы, за ними расположилась гуляющая, выпивающая братия.


Перов В.Г. Монастырская трапеза. 1865-1876 годы


В левой части картины мы видим как один из монахов высказывает свое недовольство лакею, который слишком долго открывает бутылку. Рядом с лакеем валяются уже опустошенные бутылки.

В правой части учтивый монах приглашает богатую пару к столу, а рядом на полу сидит босая бедная женщина с детьми, протягивая руку.


                         Фрагменты картины "Монастырская трапеза" Перова


Совершенно другую историю показывает Перов в рисунке "Дележ наследства в монастыре". Вот как описывает критик Стасов это произведение: "Дело происходит ночью. Умер один из братии. Двери кельи крепко приперты. Покойный лежит на полу, с раскрытыми глазами. С него грубой и безжалостной рукой стаскивают одежды; другие наскоро отхлестывают из оставшихся бутылок; еще другие жадно шарят по ящикам; наконец, еще один из братии громадным ломом взламывает крышку сундука. Повсюду беспорядок, сумятица, словно нашествие неприятельское. Какая разница с завтрашним днем, когда этот самый мертвый будет чинно лежать- на катафалке, и кругом него будут раздаваться стройные, строгие похоронные лики".


Перов В.Г. Делёж наследства в монастыре (Смерть монаха). Рисунок карандашом. 1868 год


Хочется отметить, что в тоже время когда писалась "Монастырская трапеза", Перов работал над картиной "Христос и Богоматерь у житейского моря" (1867 г.). И это далеко не единственная картина на христианскую тему у художника.


Перов В.Г. Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867 год


А вот работы другого художника - Неврева Николая Васильевича, современника Перова:


Неврев Н.В. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866 год


Неврев Н.В. Монахи. 1880 год

Неврев Н.В. Возвращение солдата на родину. 1869 год


Церковь в России переживала разные периоды - как духовного подьема, так и спада, как например, во времена смутного времени. В 17 веке церковь была реформирована Никоном. При Петре I она лишилась патриаршего института, который был восстановлен только в советский период. Во времена правления Екатерины II, в 1764 году была произведена секуляризация монастырских земель. Это привело к тому, что половина монастырей была закрыта. Правительство России взяло курс на европеизацию страны, в рамках которого исконно русское православие мало помогало реализации этой задачи, а где-то и мешало. В результате, после всех реформ, к середине 19 века русская православная церковь испытывала духовный упадок и идейный кризис коснулся всех сфер жизни страны.


Tags: Российская империя, народ, общество, православие
Subscribe
promo master7009 june 22, 2015 19:00 68
Buy for 10 tokens
Могу предположить, что фильм «Территория» вызвал немалое количество откликов. Тем не менее, в свою очередь, хочу поделиться своими впечатлениями ... Первое, что испытываешь во время просмотра, это ощущение энергии бьющейся и клокочущей необузданной силы природы русской земли,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments