
Мои левые друзья и товарищи хорошо помнят определение фашизма, данное Георгием Димитровывм: «… открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала».
Димитров говорит о том, что капитализм меняет тип государственной надстройки, переходя от буржуазной парламентской демократии к открытой диктатуре реакционной буржуазии. «Допускаю любую другую систему за рамками “демократии”, которая, вижу, что убивает меня и, безусловно, румынский народ», – писал румынский фашист Корнелиу Кодряну.
В чем суть этой мутации, которую описывал Димитров? Она отнюдь не в смене парламентских форм на диктаторские. Фашизм есть осмысленный, теоретически декларированный отход не только от политической конкуренции, но и от мирового рынка как принципа и пространства буржуазной свободы. Это отход в шеренги, в колонны, в послушные толпы, в иерархии, в единомыслие. Жизненное пространство отныне добывается не в конкурентной борьбе, а в войнах. Ленин описывал эту мутацию в своей блестящей книге «Империализм как высшая стадия развития капитализма». Только Ленин, как и Димитров, считал это началом конца капитализма, его слабостью. Эта слабость охватила всю Европу и чуть не стерла с лица земли несколько народов вместе с коммунистической идеей. Фашизм есть принятие империализма как судьбы, как блага, как предназначения. Хватит конкуренции политической и экономической! Хватит разговоров о мире и цивилизации! Сила! Воля! Война!
Помните книгу Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг»? Энгельс там разоблачает теории господина Евгения Дюринга, считавшего, что капитализм и неравенство вообще создаются насилием. Маркс и Энгельс считают, что в основе капиталистического строя – определенный способ хозяйственной деятельности. А Дюринг считает, что не производство товаров, а насильственное их распределение лежит в основе капитализма. Фашисты будто бы приняли доктрину Евгения Дюринга, но не в духе исправления неблагополучия, а в духе усиления машины неблагополучия. Так вот в чем дело! – как бы сказали они. – Насилие создает этот мир, насилие делает нас сильными и богатыми!
У коммунистов в основе мира лежал труд, у фашистов – насилие. И государственные культы были построены вокруг этих «первоначал» бытия.
Димитров говорит о том, что капитализм меняет тип государственной надстройки, переходя от буржуазной парламентской демократии к открытой диктатуре реакционной буржуазии. «Допускаю любую другую систему за рамками “демократии”, которая, вижу, что убивает меня и, безусловно, румынский народ», – писал румынский фашист Корнелиу Кодряну.
В чем суть этой мутации, которую описывал Димитров? Она отнюдь не в смене парламентских форм на диктаторские. Фашизм есть осмысленный, теоретически декларированный отход не только от политической конкуренции, но и от мирового рынка как принципа и пространства буржуазной свободы. Это отход в шеренги, в колонны, в послушные толпы, в иерархии, в единомыслие. Жизненное пространство отныне добывается не в конкурентной борьбе, а в войнах. Ленин описывал эту мутацию в своей блестящей книге «Империализм как высшая стадия развития капитализма». Только Ленин, как и Димитров, считал это началом конца капитализма, его слабостью. Эта слабость охватила всю Европу и чуть не стерла с лица земли несколько народов вместе с коммунистической идеей. Фашизм есть принятие империализма как судьбы, как блага, как предназначения. Хватит конкуренции политической и экономической! Хватит разговоров о мире и цивилизации! Сила! Воля! Война!
Помните книгу Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг»? Энгельс там разоблачает теории господина Евгения Дюринга, считавшего, что капитализм и неравенство вообще создаются насилием. Маркс и Энгельс считают, что в основе капиталистического строя – определенный способ хозяйственной деятельности. А Дюринг считает, что не производство товаров, а насильственное их распределение лежит в основе капитализма. Фашисты будто бы приняли доктрину Евгения Дюринга, но не в духе исправления неблагополучия, а в духе усиления машины неблагополучия. Так вот в чем дело! – как бы сказали они. – Насилие создает этот мир, насилие делает нас сильными и богатыми!
У коммунистов в основе мира лежал труд, у фашистов – насилие. И государственные культы были построены вокруг этих «первоначал» бытия.
Journal information