master7009 (master7009) wrote,
master7009
master7009

Categories:

“В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА...” История песенки

Оригинал взят у anti_fascist1 в “В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА...” История песенки





Кто написал песенку “В лесу родилась елочка...”, и вообще, какая у нее история? Некоторые выражают сомнение, что у песни был автор, считая это народным произведением.


Есть, наши уважаемые читатели, есть у этой песенки и поэт, и композитор.

Но сначала давайте сверим текст, потому что имеются “разночтения”. Пусть каждый, читая, проверит себя:

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Метель ей пела песенку;

Спи, елочка, бай-бай!”

Мороз снежком укутывал:

Смотри не замерзай!”

Трусишка, зайка серенький,

Под елочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк,

Рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу частому

Под полозом скрипит:

Лошадка мохноногая

Торопится, бежит.

Везет лошадка дровенки,

А в дровнях старичок.

Срубил он нашу елочку

Под самый корешок.

Теперь ты здесь, нарядная,

На праздник к нам пришла

И много-много радости

Детишкам принесла.

Стихи эти написала Раиса Адамовна Гидройц (в замужестве — Кудашева). Роди­лась она в 1878 году в семье чинов­ника Московского почтамта. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой, учителем, библиотекарем. Читать любила всегда. С детства писала стихи.

Раиса Адамовна печаталась в детских журналах “Подснежник”, “Малютка” и “Светлячок”. А в 1899-м году в журнале “Русская мысль” вышла ее большая повесть для взрослых “Лери”. Несколько позже повесть была даже переведена на французский язык.

Накануне рождественских праздников, в 1903 году, Кудашева написала стихотворение “Елка”. Декабрьский номер журнала “Малютка” уже сдали в печать, когда Раиса Адамовна принесла свои новые стихи. Тотчас же в типографию передали распоряжение, и номер был переверстан, так как редактору очень хотелось, чтобы в 12-м номере журнала вышла “Елка” — как раз к празднику.

Это стихотворение, как и большинство своих произведений, Кудашева подписала инициалами А. Э. “Я не хотела быть известной, — вспоминала она впоследствии, — но не писать не могла”.

А два года спустя “Елка” стала песенкой. 17-го октября 1905-го года в семье Леонида Карловича Бекмана и известной русской пианистки Елены Александровны Бекман-Щербиной произошло радостное событие. Вот как об этом писала в своих воспоминаниях сама Елена Александровна: “Моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась тоже 17-го октября. Пока я лежала, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верочку на колени и сочи­нил для нее песенку на слова Р.А. Кудашевой из детского журнала “Малютка”: “В лесу родилась елочка, в лесу она росла...” Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила и, чтобы не забыть песенку, я записала ее, так как автор был на этот счет “неграмотным”. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник наш сборник “Верочкины песенки”, выдержавший в короткий срок четыре издания, а после —“Оленька-певунья”. Песенки имели большой успех и получили одобрение В.И. Сафонова, С.И. Танеева, сестер Гнесиных, А.Н. Скрябина и особенно С.В. Рахманинова. А “Елочку” до сих пор поет вся детвора, и мало кто знает, что эту, ставшую почти народной, песню сочинил не музыкант, а кандидат естественных наук и агроном!”

Леонид Карлович Бекман окончил в Москве естественный факультет университета и Петровскую сельскохозяйственную академию, был композитором-любителем и вообще страстным любителем музыки.

Композитор Михаил Львович Герцман как-то сказал мне про поразительное единство слов и музыки в этой песенке. Он объяснил, что песенка по интервалике совсем не простая, там есть сложные скачки в мелодии, но благодаря необыкновенному обаянию и естественности мелодии, они поются очень легко. И если бы Бекман хоть капельку сфальшивил, схалтурил, никто бы эту песенку сегодня не пел.

Но вернемся к автору стихов. В 20 лет Раиса Адамовна написала “В синем море, на просторе…”, и композитор Р. Глиэр положил эти стихи на музыку. Вообще ее произведения для детей стоило бы переиздать. По журналам для маленьких конца XIX — начала XX века насчитывается около двухсот стихотворений Р. Кудашевой. Например, “Санки-самокатки”, “Степка-растрепка”, “Беда петушка”. И все — под псевдонимом. Самуил Яковлевич Маршак считал это не очень хорошим переводом с английского, объясняя успех использованием народных мо­тивов и веселой манерой пове­ствования. Надо сказать, что оба, когда уже были в преклонных годах, перезванивались, общались.

А судьба Раисы Адамовны сложилась тяжело. Вышла за князя Кудашева. Наступила Великая Октябрьская социалистическая революция. Фамильный особняк им больше не принадлежал. С голодом тех лет она боролась одна.

В 1941-м году Раиса Адамовна случайно услышала свою песню в поезде. Ее попутчицами были две бабушки с внучками. Одна из бабушек попросила свою девочку спеть что-нибудь. Ребенок запел “В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла...”.

В начале того же сорок первого года Детиздат выпустил сборник, в который включили и “Елку” Р.А. Кудашевой. Весь сборник назывался “Елка”. Его составительница Э. Эмден (такое сведение я встретила в одном из журналов) отыскала автора.

О завершающем периоде жизни Раисы Адамовны мне попадались самые разные истории.

Один автор писал, что запоздавшее признание пришло к ней в 1950 году.

А накануне празднования 100-летия стихотворения “Елка” довелось прочитать много такого “сенсационного”, что встретишь лишь в нынешней “жёлтой” прессе.

Одна версия гласила, что нищая женщина явилась к главе Союза писателей СССР Максиму Горькому и попросила принять ее в члены Союза. Он поинтересовался, есть ли у нее книги, но книг не было. И тогда она прочла Горькому “Елочку”, и ее сразу же приняли в Союз писателей.

Все это сомнительно. Горький умер в 1936 году, следовательно, если бы Раиса Адамовна пришла к нему, то и до войны и после войны она была бы известна, в том числе как автор самой любимой новогодней песенки.

Еще одна версия встретилась. Однажды Александру Александровичу Фадееву (а он возглавлял Союз писателей СССР с 1946-го по 1954-й год) доложили, что к нему пришла какая-то старуха, говорит, что стихи пишет. Вошла женщина преклонного возраста, плохо одетая, с мешком в руках. Положила свой мешок на колени и сказала:

— Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.

Фадеев спросил:

— Вы действительно стихи пишете?

— Писала, печатали когда-то, — ответила старуха.

— Прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом начала читать:

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

— Так это вы написали? — вскричал Фадеев. И стал вспоминать, где это было впервые напечата­но и как он первый раз, ребенком, прочел эти стихи и плакал, как плачут маленькие дети, когда доходят до строк: “Срубил он нашу елочку под самый корешок”. Затем вызвал сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора этих стихов Р.А. Кудашеву немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

— Ее стихи имеют такую популярность, которая нашим поэтам и не снилась, — сказал он.

Все это тоже как-то сомнительно. Во-первых, почему Раиса Адамовна явилась к Фадееву с мешком? Она ведь не бомж какой-нибудь. Хоть и бедно, но жила в квартире, в Москве. Сам Фадеев родился в 1901-м году и вряд ли мог держать в руках двенадцатый номер журнала “Малютка” за 1903-й год и вообще прочесть это стихотворение. Значит, не читал, но пел в новогоднем хороводе. И пел ли... Вступление же в Союз писателей СССР было делом очень непростым — с рекомендациями и разбирательством кандидатуры на заседании президиума. Так что если подобная встреча в самом деле состоялась, то автора песенки Фадеев мог оформить разве только членом Литфонда, что действительно давало советским писателям материальную поддержку.

Сама помню, как в пятидесятые годы в одном киножурнале показали сюжет: дети пришли в гости к старой женщине, автору всеми любимой песенки про елочку. Теперь-то я точно знаю, что в 1958-м году журнал “Огонек” поместил небольшую заметку о Р.А. Кудашевой. Тогда и пришла известность, о которой Раиса Адамовна действительно писала своей подруге Анне Ивановне Сытиной: “Мне же все происшедшее со мной кажется сном...”.

В конце 1958-го года в Детгизе вышла тоненькая книжечка, маленький сборник стихотворений Р.А. Кудашевой “В лесу родилась елочка…”.

Умерла Раиса Адамовна в 1964 году.

Ее песню никто не называет “Елка”. Целые поколения детей, водивших хороводы вокруг новогодней елки, оставили в тексте ласковое “елочка”.

Замечательный исследователь детской литературы Владимир Глоцер писал: “В песенке Кудашевой выражена вся нежность к лесной гостье. Она именуется только ласково — елочка. Нежность сквозит и в том, как относятся к ней персонажи сказки. Обычно сердитые Мороз и Метель заботятся о ней. “Метель ей пела песенку... Мороз снежком укутывал”. Ласковость разлита и это, несомненно, одна из причин, почему сказочка Кудашевой так нравится детям”.

“И еще деталь, — писал Глоцер. — На протяжении почти всей песенки про елочку говорилось в третьем лице: “она”, “ей”, “нашу” (она же была далекo), а в концовке автор и, следовательно, читатель с нею на ты, потому что она, к общий радости, теперь здесь, рядом. И как приятно, что ей можно сказать ты и, наверное, по­трогать.

Так вся песенка написана в тональности, наиболее соответствующей настроению читателя.

И потому: сколько будут существовать новогодний праздники, столько будут дети читать и петь на нам “В лесу родилась елочка...”

Ольга Клековкина, член Союза журналистов России, РВС

Автор иллюустрации Безрядина Е.Н.

Tags: историческое достоинство, культура
Subscribe
promo master7009 june 22, 2015 19:00 68
Buy for 10 tokens
Могу предположить, что фильм «Территория» вызвал немалое количество откликов. Тем не менее, в свою очередь, хочу поделиться своими впечатлениями ... Первое, что испытываешь во время просмотра, это ощущение энергии бьющейся и клокочущей необузданной силы природы русской земли,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments